Победитель муниципального этапа "Учитель года" Чикаренко В.Ф.

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №12 города Евпатории Республики Крым"                                                                                                     

Победитель муниципального этапа "Учитель года" Чикаренко В.Ф.

 

 

 

     Я учитель географии. Профессию выбрал не сразу, если бы мне в  старшей школе сказали: «Будешь ты географ», -  рассмеялся бы, хотя географию очень любил. Оказывается, я всегда шел к этой профессии, и теперь смело могу утверждать, что география - необыкновенная наука, но эта особенность во многом зависит от того, как данную науку преподать.

Недавно я услышал фразу: «Учитель – это не профессия, учитель – это не призвание, это служение». Для себя отметил, что трудно сказать точнее. Уверен, что школа, первый учитель оставляет в жизни каждого человека особый след. До сих пор с теплотой и нежностью я вспоминаю свою первую учительницу – Аллу Петровну. Я благодарен ей за то, что она была прекрасным примером доброты, терпения, вдохновляла меня на новые открытия и делилась своими лучшими знаниями и умениями. В старшей школе примером великодушия, благородства,мудрости и доброты для меня был Георгий Павлович. Это был человек, прошедший войну, явно переживший многие невзгоды, но сохранивший душевную теплоту и нравственную чистоту. Эти люди, как и многие другие, наполнившие мою жизнь добром и светлыми воспоминаниями, вошедшие в неё как надежные друзья и мудрые советчики, и сейчас служат мне примером.

Иногда  представлял себя трудящимся на других работах, пробовал свои силы в разных занятиях и увлечениях, многое получалось, и думаю, что, получи я другую профессию, и в ней удалось бы мне немало. Но я уже давно в школе –и именно здесь  использую возможность самореализации, стараюсь найти необходимый материал и преподнести его наиболее интересно, нестандартно, создать особый яркий образ, который запомнится надолго.

Мне действительно интересно постигать тайны, искать ответы. И я пытаюсь заинтересовать своих учеников. Считаю очень важным курс географии материков и океанов. Какой другой предмет так может развивать воображение? На уроке  я  для детей не только учитель географии, но и  первооткрыватель, неравнодушный участник событий, исследователь. И если мне удалось увлечь учеников, повести за собой, то не я один стою на палубе «Санта Марии», всматриваясь в горизонт,  мы всем классом  слышим хлопанье парусов, напряженно всматриваемся вдаль, и ждем команды капитана – продолжит он путь вперед вопреки всем преградам или отдаст команду поворачивать назад. Сообщить определенное количество информации необходимо, но, на мой взгляд, – этого ни в коем случае недостаточно. Если во время урока у ребенка загорелись глазки, если он почувствовал себя сопричастным к важным событиям, ощутил себя в нестандартной ситуации – такое, пожалуй, не забудется долго. А особенно важно, что  возле меня юный человек – он уже личность, он ощущает себя вставшим рядом с великими людьми, узнает о трудностях и испытаниях, с которыми они сталкивались,  учится давать оценку их действиям (а это достойные примеры), и сам  нередко  становится перед нравственным выбором, в этот момент он принимает чью-то сторону – это уже его решение. На мой взгляд, верное решение -  это и есть ключевой момент формирования нравственного человека, личности.

Я думаю, что в подобные моменты и закладываются основы того, каким будет наше общество в перспективе. Это так важно - сформировать и сохранить нравственные ориентиры. К.Д. Ушинский говорил, что «только личность может воспитать личность». С этим трудно не согласиться. Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса. Именно от учителя зависит, станет ли школа для детей домом, в котором будет уютно, весело, тепло, красиво, полюбит ребенок школу или нет. А значит, сначала надо в себе найти всё то, что мы хотим видеть в наших детях. Надо самому научиться любить и уважать, ценить и сострадать. Внутренняя самодисциплина, организованность, контроль  каждого своего слова и поступка – неотъемлемая часть нашей профессии. Дети многое видят, приходиться все время быть собранным, нельзя «потерять лицо».

«Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль» -  говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Удастся ли мне заинтересовать, увлечь, приобщить, направить учащихся – этот вопрос нередко возникает передо мной и заставляет опять волноваться. И в этот момент приходит понимание – но ведь это я учитель, творец.  Да, есть временные рамки урока, обязательно нужно проверить присутствующих  и необходимо опросить учеников и выставить определенное количество оценок, сделать записи в дневнике и в тетради, но это я контролирую время до конца урока, я выбираю способ опроса и подачи нового материала, я должен найти те самые нужные слова. Получается, что эти 45 минут  ищу, творю, действую. Учитель - и  режиссер урока и артист. Никто не заставляет меня действовать шаблонно, рутинно. Здесь открывается необозримое поле деятельности. Вот ведь это и есть творческая работа.

Я заметил, что в разных классах уроки по усвоению одной и той же темы проходят по- разному. Факторов, влияющих на эффективность урока, много, вплоть до того, какой это урок по счету, возможно дети устали. Необходимо уловить, почувствовать эти нюансы, и адекватно реагировать на психологическую ситуацию в классе.

 

Перед учителями постоянно возникают новые вызовы.

Современной школе нужен современный учитель - это требование времени. Мы перешли на новую российскую систему образования, которая тоже претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит учителю. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности учителя. Обучая, учитель учится и сам. Как трудно давались первые уроки! Как сложно было подобрать нужные слова! Сколько времени приходилось готовиться к завтрашнему новому уроку! То самое служение делу и любовь к своей профессии помогают преодолеть трудные шаги в мире учительского дела.

Элизе Реклю, французский географ и историк, член Парижского Географического общества начала XX века говорил: «Географическая наука должна занять первое место в системе образования, так как она более чем другие науки, способствует развитию духа истинного гуманизма в человеке». В нашей стране интерес к географии не иссякает, президент Российской Федерации В.В.Путин является членом географического общества России – это уже говорит о многом. Министр обороны России Сергей Шойгу – Президент географического общества РФ. И совсем недавно по всей стране прошел географический диктант, показывая интерес к этой науке и популяризируя ее. Президент страны в Кремле награждал победителей этого мероприятия. Это очень важно для меня как гражданина, и как учителя географии.

Звенит звонок - и ко мне обращаются взоры моих учеников со светлыми, ясными, чистыми глазами, любопытными, верящими, добрыми. Они много от меня ожидают. Я чувствую ответственность перед ними.

Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за  мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет двигаться вперед.

 

     Методическое порфолио

    

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения