Тема урока: «Государственный строй стран мира»
Цели урока:
А) образовательные: обеспечить формирование знаний по данной теме, обеспечить отработку умений учащихся работать с учебником и атласом, обеспечить систематизацию полученных знаний;
Б) развивающие: развивать элементы творческой деятельности (анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать), развивать мировоззрение, развивать навыки письменной и устной речи.
В) воспитательные: воспитания у школьников коммуникативной культуры, умения формировать проблему, воспитания гуманизма и уверенности в своих силах.
Задачи урока: освоение знаний по теме, формирование умений работать с различной информацией, формирование умений различать и классифицировать, Формирование умений высказывать свои мысли.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения:
1. По характеру познавательной деятьльности:
А) познавательный;
Б) поисково-исследовательский;
2. Поисточникам знаний:
А) наглядный;
Б) использование учебника;
В) технические средства обучения;
3. По степени самостоятельности:
А) коллективный с учителем;
Б) индивидуальный при работе с учебником;
В) взаимного обучения;
Оборудование: учебник «География» 10-11 класс В.П. Максаковский, атлас 10 класс, интерактивная доска и проектор.
План урока:
1. Организационные моменты;
2. Объяснение нового материала;
3. Закрепление нового материала;
4. Физкультминутка;
5. Рефлексия;
6. Объяснение домашнего задания;
Ход урока:
1. Организационные моменты:
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель проводит перекличку. Ученики подготавливаются к уроку и повторяют пройденную тему.
2. Проверка домашнего задания:
- Влияют ли международные отношения на политическую карту мира?
- Как формировалась политическая карта мира в период «холодной войны»?
- Политическая карта в период разрядки.
- Новые угрозы безопасности.
- Особенности отношений между РФ и США.
3. Усвоение нового материала.
На протяжении истории человечества оно испробовало различные формы государственного управления. Но используются в основном две формы: республиканская и монархическая.

Монархия – от слова моно т.е. один. Раньше монархии были основной формой правления, ведь почти весь мир был поделен между империями. После распада колониальной системы сохранилось всего 26 монархий. 12 из них в Европе.
Монархия – это форма управления государством, когда его главой является один человек (царь, король, султан, герцог). Власть передается по наследству, как правило, пожизненно. Преобладают монархии конституционные, где власть в реальности принадлежит парламенту, правительству принадлежит исполнительная власть.
Монарх нередко представляет страну на международных мероприятиях. Он царствует, но не правит, нередко это дань традициям.
Таблица. Государства с монархической формой правления |
Страна |
Столица |
Вид
монархии |
Форма |
Европа |
Андорра |
Андорра-ла-Велья |
конституционная монархия |
княжество |
Бельгия |
Брюссель |
конституционная монархия |
королевство |
Ватикан |
Ватикан (Рим) |
абсолютная теократическая монархия |
Папское государство |
Великобритания |
Лондон |
конституционная монархия |
королевство |
Дания |
Копенгаген |
конституционная монархия |
королевство |
Испания |
Мадрид |
конституционная монархия |
королевство |
Лихтенштейн |
Вадуц |
конституционная монархия |
княжество |
Люксембург |
Люксембург |
конституционная монархия |
великое
герцогство |
Монако |
Монако |
конституционная монархия |
княжество. |
Нидерланды |
Амстердам и Гаага |
конституционная монархия |
королевство |
Норвегия |
Осло |
конституционная монархия |
королевство |
Швеция |
Стокгольм |
конституционная монархия |
королевство |
Азия |
Бахрейн |
Манама |
абсолютная монархия |
эмират |
Бруней |
Бандар-Сери-Бегаван |
абсолютная теократическая монархия |
султанат |
Бутан |
Тхимпху |
конституционная монархия |
королевство |
Иордания |
Амман |
конституционная монархия |
королевство |
Камбоджа |
Пномпень |
конституционная монархия |
королевство |
Катар |
Доха |
абсолютная монархия |
эмират |
Кувейт |
Эль-Кувейт |
абсолютная монархия |
|
Малайзия |
Куала-Лумпур |
конституционная монархия |
султанат |
Оман |
Маскат |
абсолютная монархия |
султанат |
Объединённые Арабские Эмираты |
Абу-Даби |
абсолютная монархия |
эмират |
Саудовская Аравия |
Эр-Рияд |
абсолютная теократическая монархия |
королевство |
Таиланд |
Бангкок |
конституционная монархия |
королевство |
Япония |
Токио Материал с сайта http://worldofschool.ru |
конституционная монархия |
империя |
Африка |
Лесото |
Масеру |
конституционная монархия |
королевство |
Марокко |
Рабат |
конституционная монархия |
королевство |
Свазиленд |
Мбабане |
конституционная монархия |
королевство |
Океания |
Тонга |
Нукуалофа |
конституционная монархия |
королевство |
Самая старая конституционная монархия – Великобритания. Король (сейчас королева Елизавета II) является главой государства, главнокомандующим, главой англиканской церкви, и главой Британского содружества наций.
В Японии же император является символом государства, но реальной властью не обладает.
Монархии бывают: абсолютные, конституционные и теократические (Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней).
Давайте некоторые из этих стран найдем в атласе.
4/5 государств мира – республики.
Республики – это такая форма правления, когда законодательная власть принадлежит выборному органу – парламенту.
В зависимости от распределения полномочий бывают: парламентские, парламентско-президентские и президентские.
Республиканскую форму правления придумали в древней Греции.
После распада колонийосновное количество вновь создаваемых государств принимало именно эту форму правления.
Иран – исламская республика, руководит которой духовный лидер мусульман.
4 страны в мире остаются социалистическими: Куба, Вьетнам, КНДР и Китай.
По формам государственного устройства выделяют: федерации и унитарные государства.
Федерации – (от лат. союз) форма административно – территориального устройства, при котором наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные самоуправляемые территориальные единицы (штаты, республики, земли) со своим собственным законодательством, исполнительной и судебной властью.
Унитарные государства – ( от лат. единство) это форма административно -территориального устройства, при которой существует одна единая исполнительная и законодательная власть.
24 страны в мире федерации - т.е. 10%.
Абсолютное большинство –унитарные.
В федерациях обычно двухпалатный парламент, чтобы представлять и территории ( которые могут различаться по этническим признакам или по историческим территориям), а в унитарных государствах – однопалатный парламент. Постарайтесь найти такие страны в атласе.
А теперь немного разомнемся, наступило время физкультминутки. Кто покажет сегодня новые упражнения. Активно подвигались, можно и потанцевать.
Восстановим дыхание и продолжаем работу.
Откроем контурные карты.
Первый вариант находит в атласе и обозначает в контурной карте несколько федераций.
Второй вариант – унитарные государства.
Рефлексия:
- Узнали ли вы сегодня что-то новое на уроке?
- Использовали вы знания, полученные раньше?
- Работали вы с атласом, учебником?
- Считаете ли вы этот урок полезным для вас?
- Было ли вам комфортно?
Домашнее задание:
работая с записями в тетради и с учебником (стр. 20-22) сделайте выводы о основных формах государственного устройства и управления. Зарисуйте в контурных картах несколько монархий и республик.
Презентация к уроку
Мои ученики, постарайтесь ответить на эти вопросы, ивы сможете получить высокую оценку.
1. Придумайте какою – то необычную форму управления государством.
2. Какие проблемы могут возникать в унитарных государствах, и федерациях, связанные с управлением ими.
3. Всегда – ли большие государства – федерации, а маленькие – унитарные, приведите примеры.
Комментарии
Оставьте комментарийCOMMENTFORM