экскурсия по Евпатории: улица Караимская

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №12 города Евпатории Республики Крым"                                                                                                     

экскурсия по Евпатории: улица Караимская

 

 

 

Цели: Познакомить учеников с достопримечательностями «старого города», посетить исторические места и объекты этого маршрута, сформировать пространственное представление о взаиморасположении улиц, переулков, исторических зданий.

 

Задачи: Формировать чувство коллективизма, взаимовыручки, развивать познавательные интересы на основе изучения краеведения, способствовать патриотическому воспитанию и расширению кругозора на примере конкретных объектов. 

 

Ход экскурсии:

 

Объект показа: Ворота средневекового Гёзлёва.

 

В 1478 году, после захвата Крыма турками, из Кафы на этот берег прибывает Сандживан-паша. Он закладывает форт. Так начинается история средневекового

Гёзлёва.

 

 

В период расцвета в городе было 670 лавок, 2,5  тысяч домов, более 20 мечетей, десятки кофеен и 5 бань. Позже здесь вырастает большой город, который был обнесён городской стеной длиной около 3 км с 24 башнями. Попасть в город можно было через пять ворот. Развитие артиллерии сделали эти укрепления малоэффективными.  После присоединения Крыма к России в 1783 году крепостные стены, которые потеряли своё значение, мешали росту города, и их разобрали. Остались только ворота Одун-Базар-Капусу, через них ездили в Бахчисарай. Ширина ворот была 4 метра, свод поддерживали 5 мощных подпружных арок. В средние века на площади перед воротами шумели пять базаров: кислого молока, сенной, дровяной, рыбный и невольничий рынок. На нём за год продавалось до 50 тысяч человек, захваченных во время набегов, в основном на русские и украинские земли. Эти ворота так и назывались – «ворота дровяного базара». В 1959 году из-за того, что они обветшали и мешали машинам проезжать на хлебозавод, ворота были разобраны. В девяностые годы удалось создать копию ворот. Сейчас на втором этаже находится крымско-татарская кофейня, а на третьем – искусно выполненный макет средневекового Гёзлёва.

 

 

Объект показа:  Купеческая синагога.

 

Мы прошли через ворота и ощутили запах свежеиспечённого хлеба. Метров через 20 справа увидим въезд на территорию евпаторийского хлебозавода.

 

А напротив слева – отреставрированное здание оригинальной архитектуры. В советские годы там располагалась трансформаторная подстанция, да, кстати, она и сейчас там. До революции в этом здании располагалась синагога, к руководству которой пришло несколько купеческих семей. Так она и получила название – «купеческая синагога». При реконструкции улицы Караимской это здание тоже снаружи отреставрировали. На Караимской свободных площадей мало, а здесь улица – более широкая. Возле синагоги построили деревянный помост для выступления артистов.

 

 

  

Объект показа: Кривые улочки старой Евпатории.

 

Средневековых зданий в Евпатории сохранилось всего несколько. Но зато сохранилась планировка средневекового восточного города. Мы с вами видим,

 

 

что в разные стороны отходят неширокие улицы и переулки. Улицы кривые, запутанные. А в средние века они на ночь закрывались воротами или делались непроходимыми. Эта мера – способ бороться с набегами. Нигде больше в Крыму такая планировка не сохранилась.    

 

 

 

Объект показа: Синагога «Егия Копай»

 

 

В Евпатории жила еврейская община. В императорской России евреев называли «людьми воздуха». Они не имели права владеть наделами земли. Поэтому евреи занимались ремёслами, торговлей, банковским делом. В Евпатории уже существовала синагога, но к управлению ей пришли еврейские купцы. В свой круг они больше никого не допускали. Многим это не нравилось. Здание этой синагоги мы видели недалеко от гёзлёвских ворот. Часть еврейской общины такое положение дел не устраивало. Они решили построить ещё одну синагогу. 12 июня 1911 года в основание нового здания положили три камня – Шиман, Нейман, Шеромом. Строили по проекту местного архитектора Генриха. Это классическая трёхнефная базилика. Два ряда колонн поддерживают кровлю нефов. Над западным входом - окно в форме звезды Давида. 12 августа 1912 года состоялась первая общественная молитва. При посещении в 1916 году Евпатории Николаем Вторым, он побывал именно в этой синагоге, а в купеческой не был. Специально приехавший хор симферопольской синагоги приветствовал императора исполнением гимна Российской империи. Эти события запечатлены в виде большого художественного панно на стенах соседних домов. «Егия Копай» обозначает синагагу рабочего люда. В советские годы в ней находился продовольственный склад, где хранились мешки с макаронами, сахаром и т.д.. Евреев в Евпатории сейчас мало, но здание всё равно передано общине прогрессивного иудаизма, и там проводятся богослужения. При синагоге организована работа «тёплого дома». А во дворе синагоги работает оригинальный ресторанчик «Йоськин кот».

 

 

 

Объект показа: Дом Бобовича.

 

Слева на стене старого дома мы видим мраморную табличку, рассказывающую о том, что здесь останавливался Адам Мицкевич. Недалеко от кенас и жила караимская община. Это дом богатого караима и городского головы Симы Бобовича. Если удастся зайти во двор, то вы увидите дом, построенный буквой «Г». Нижний этаж был хозяйственным, жилым был второй этаж, комнаты соединялись терассой. Это – традиционная архитектура евпаторийских домов

того времени.

 

 

 

 Адам Мицкевич вместе с графом Генрихом Ржевустким плыли из Одессы. Судно попало в сильный шторм, после чего зашло в евпаторийскую бухту. Измотанные штормом путешественники решили сойти на берег. Их увидел городской голова Сима Бобович и пригласил в свой дом. Адам Мицкевич оставил тёплые воспоминания о пребывании в этом доме, о его  гостеприимных хозяевах. Он посетил также кенасы. Затем путешественники на лошадях отправились на южный берег Крыма. По дороге Мицкевич написал стихотворение «Вид гор из степей Козлова». Которое вошло в «Крымские сонеты» поэта.  

 

Объект показа: Караимские кенасы.

 

Мы  дошли до оформленного в стиле «ренессанс» входа в комплекс караимских кенас.  Перед нами первый дворик «меценатов». Здесь же растёт самый старый виноград в Евпатории. Возраст некоторых лоз – до 120 лет. Дальше мы видим фонтанчик для омовения рук и ног перед богослужением. Для письма караимы использовали еврейский алфавит и богослужение проводилось на древнееврейском языке. В быту использовали караимский язык, относящийся к тюркской группе. Кондараки писал: «Караимы народ бодрый, серьёзный, честный, справедливый, весёлый, миролюбивый, чистоплотный, разумный и деспот, чрезвычайно преданный своему семейству». Сами караимы решительно отмежевались от ортодоксального иудаизма. Они почитают Тору и не признают Толмуд. Имена у караимов еврейские, а фамилии – тюркские. Во глубине двориков находятся большая и малая кенасы. Они – действующие. Рядом расположен вход в караимское кафе «Караман», которое славится своими чебуреками, с мясом и с овощами, по караимски – «чир-чир». В этом же здании расположен этнографический музей караимов. Кто хочет, может пойти на экскурсию в кенасы и в этнографический музей.

 

Здесь наша экскурсия заканчивается, рекомендую попробовать чебуреки и напоминаю – после возвращения домой позвоните классному руководителю.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 31.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения