Тема: "Растительный и животный мир Земли "
Чикаренко Василий Федорович, преподаватель географии
Урок географии в 7-м классе.
Тема: "Растительный и животный мир Земли "
Чикаренко Василий Федорович, преподаватель географии
Цели урока.
1. Учебно–познавательная – Выяснить разнообразие видов растений и животных, выявить связь природных условий с растениями и животными.
2. Развивающая – формировать творческое и аналитическое мышление, развитие умений работать с географической информацией – атласами, картами, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся.
3. Воспитывающая – понимание необходимости сохранения видов, умение задавать вопросы, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.
Оборудование: учебник, атлас, карта растительного и животного мира, природных зон.
Основное содержание: флора и фауна Земли. Биоразнообразие. Биомасса. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Закономерности распространения животных и растений.
Метод урока: иллюстративно- объяснительный.
Тип урока: изучение новой темы.
Структура урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Приготовьте все необходимое, что может понадобиться нам сегодня на уроке: дневник, атлас, учебник и тетрадь. 2. Изучение нового материала.
Идет положительный настрой учащихся на разговор. Объясняются цели и задачи урока, записывается тема урока на доске.
На какие вопросы мы должны ответить в конце урока: 1.Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?
2. Как природные условия влияют на растительный и животный мир?
3. Почему флора и фауна различаются на разных материках?
Поговорим о значении животных и растений для человека и планеты в целом. Рассмотрим, какое влияние оказывает человек на растительный и животный мир.
Ученики высказывают свое мнение, отвечают на поставленные вопросы учителя. Вместе обсуждают ответы.
Учитель: Мы в разговоре столкнулись с новыми понятиями «флора», «фауна», «биомасса», «биоразнообразие». Давайте посмотрим, что означают эти понятия на стр.66 учебника и запишем их в рабочую тетрадь.
«флора» - это совокупность видов растений.
«фауна» - это совокупность видов животных.
«биоразнообразие» - разнообразие видов живых организмов в биосфере.
«биомасса» - общая масса живых организмов. Биомасса - это количество живого органического вещества (растений, животных, грибов, бактерий) , который разделяется на фитомассу (массу растений) , зоомассу (массу животных) , микробную массу. Средняя величина биомассы на единице поверхности суши составляет 0,5 кг/га. Биомасса Мирового океана в 1000 раз меньше, чем биомасса обитателей суши, и составляет 3.9109 т,
Организмы континентальной части
· Зеленые растения — 2400 млрд тонн (99,2 %)
· Животные и микроорганизмы — 20 млрд тонн (0,8 %)
Организмы океанов
· Зеленые растения — 0,2 млрд тонн (6,3 %)
· Животные и микроорганизмы — 3 млрд тонн (93,7 %)
Таким образом, большая часть биомассы Земли сосредоточена в лесах Земли. На суше преобладает масса растений, в океанах масса животных и микроорганизмов. Однако скорость прироста биомассы (оборот) намного больше в океанах. На Земле существует от 100 до 250 тысяч видов грибов.
Растений - 300 тыс. видов. Животных- 1,5 млн. видов.
Учитель: А теперь вспомним, что такое природная зона, как связаны животные и растения с природными условиями. На этом этапе урока идет работа с картами атласа: климатической, картой природных зон.
На суше Земли, начиная от полюсов к экватору, биомасса постепенно увеличивается. Вместе с тем возрастает и количество видов растений. Тундра с лишайниками и мхами (до 500 видов) сменяется хвойными и широколиственными лесами, затем степями (до 2000 видов) и субтропической растительностью (свыше 3000 видов). Наибольшее сгущение и многообразие растений имеет место во влажных тропических лесах (свыше 8000 видов). Высота деревьев достигает 110-120 м. Растения растут в несколько ярусов, эпифиты покрывают деревья. Количество и разнообразие видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору. В лесах животные расселены в различных ярусах. Наивысшей плотности жизнь достигает при большом разнообразии строения организмов, т. е. при различной приспособленности видов к условиям совместного существования. Поэтому наибольшая плотность жизни наблюдается в биогеоценозах, где виды связаны цепями питания. Между организмами идет жесточайшее состязание за обладание пространством, пищей, светом, кислородом. 
Биомасса Мирового океана. Гидросфера Земли, или Мировой океан, занимает более 2/3 поверхности планеты. Объем воды в Мировом океане в 15 раз больше возвышающейся над уровнем моря суши. Вода обладает особыми свойствами, важными для жизни организмов. Ее высокая теплоемкость делает более равномерной температуру океанов и морей, смягчая крайние изменения температуры зимой и летом. Теплопроводность воды больше теплопроводности воздуха в 20 раз. Океан замерзает только у полюсов, но и подо льдом существуют живые организмы Вода – хороший растворитель. В состав воды океана входят минеральные соли, содержащие около 60 химических элементов. И, что особенно важно для жизни растений и животных, в ней растворяются поступающие из воздуха кислород и углекислый газ. Водные животные также выделяют при дыхании углекислый газ, а водоросли в процессе фотосинтеза обогащают воду кислородом. Физические свойства и химический состав вод океана весьма постоянны и создают среду, благоприятную для жизни. Фотосинтез водорослей происходит главным образом в верхнем слое воды – до 100 м. Поверхность океана в этой толще заполнена микроскопическими одноклеточными водорослями, образующими микропланктон (греч. «планктос» -- блуждающий). На океан приходится около 1/3 фотосинтеза, происходящего на всей планете.
В Мировом океане живой биомассы в 1000 раз меньше, чем на суше. Океан не так богат жизнью, как недавно еще предполагали.
Воздействие человека на биомассу планеты. Человечество представляет собой небольшую биомассу в биосфере, но оно оказывает на нее грандиозное воздействие. Масштабы деятельности человечества расширяются благодаря постоянно растущей численности людей, стремительному ускорению научно-технического воздействия на природную среду. В развитии биосферы наступил такой период, когда человек должен планировать свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она не нарушала сложившиеся в этой гигантской экосистеме закономерности, не способствовала сокращению биомассы. Биомасса Земли-1800 млрд т.
Давайте выявим особенности живых организмов в разных природных зонах: Сообщение 1 : Влажные экваториальные леса.
Во время каждого сообщения учащиеся работают с картой, показывая на ней объекты, и идет показ слайдов.
Сообщение: саванны.
Сообщение : пустыни.
Сообщение : степи.
Сообщение : смешанные и широколиственные леса.
Сообщение: тундры.
Учитель: Посмотрите на фото животных на стр.69, сравните их, скажите, чем похожи, чем отличаются эти животные.
Ученики выдвигают свои версии о сходстве и различии животных, говорят о том, что эти животные живут на разных материках.
На данном этапе урока идет работа с картами атласа: картой природных зон, климатической, картой строения земной коры.
Далее ребята вместе с учителем делают вывод, что причиной разнообразия флоры и фауны материков является: географическое положение, особенности развития территории, влияние человека. Вывод можно записать в тетрадь.
Учитель: Если среда обитания животных или растений меняется, то вид может оказаться под угрозой исчезновения. Перечислите мне растения и животных, которые исчезли или их мало осталось. Скажите, а что делают люди для того, чтобы эти животные и растения выжили?
Ученики называют представителей растительного и животного мира, которые оказались на грани вымирания, ведется разговор о Красной книге.
1. Охарактеризуйте биомассу суши. 2. Как распределена биомасса в Мировом океане? 3. Какое влияние оказывает деятельность человечества на биомассу Земли?
3. Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте заполним таблицу, разделите тетрадь на две колонки. Запишите в первую колонку таблицы «Что я знаю о растительном и животном мире», а во вторую колонку « Что я узнал сегодня нового о растительном и животном мире».
Учащиеся заполняют таблицу, вместе с учителем сравнивают ответы.
4. Домашнее задание. 1) & 18. Составить кроссворд по природным зонам.
2) Можно написать творческое сочинение о природной зоне.