|
Направления работы МО ПЕЦ |
|
Cостав методического объединения
дисциплин естественного цикла
Шапа Лариса Георгиевна – учитель биологии высшей категории.руководитель МО.
Джемилева Зарема Реуфовна– учитель химии .
Решетняк Александр Юрьевич – учитель физики специалист.
План работы методического объединения учителей естественного цикла на 2019-2020 учебный год
Отчет
Цель и задачи методического объединения естественных наук:
-
освоение знаний учащимися основных понятий и законов природы; выдающихся открытий в науках естественного цикла, роли наук в формировании современной естественнонаучной картины мира; методов научного познания;
-
формирование представления о явлениях природы, их закономерностях;
-
овладение умениями наблюдать природные явления, проводить эксперименты, производить расчеты на основе экспериментальных и теоретических знаний, обосновывать место и роль естественно-научных знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения экспериментов, наблюдений, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Изучение естественных дисциплин в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
-
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметными результатами освоения естественных дисциплин являются:
-
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
-
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
-
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
-
умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
-
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
-
умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
-
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения естественных дисциплин являются:
-
формирование первоначальных систематизированных представлений естественных дисциплинах;
-
осознание объективной значимости основ наук о природе как области современного естествознания, основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
-
овладение основами и способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с природой, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
-
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
-
приобретение опыта использования различных методов изучения природы, наблюдения за превращениями при проведении несложных экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
-
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Теоретические обоснования выбора траектории развития МО естественных наук
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
-
разноуровневый;
-
индивидуальный;
-
дифференцированный;
-
субъективно-личностный.
Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода таковы: индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я-концепция), обучающий стиль учителя (педагогическая поддержка).
Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
-
диалогичность;
-
деятельностно-творческий характер;
-
направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
-
предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
-
Личностно-ориентированное обучение ;
-
Технология саморазвивающего обучения;
-
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
-
Игровые технологии;
-
Технологии развивающего обучения;
-
Проблемное обучение;
-
Технологии уровневой дифференциации;
-
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
-
Коллективный способ обучения.
При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта, как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка.
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
-
необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
-
вокруг ученика «выстраивать окружение» из явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;
-
обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» — «слышу» — «чувствую»;
-
постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);
-
целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
-
обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания.
Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
-
большое внимание уделять качественным задачам;
-
использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
-
постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
-
создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;
-
необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;
-
расширять спектр личностного выбора ученика;
-
способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.
Комментарии
Оставьте комментарийCOMMENTFORM |
|
|