Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 МБОУ "Средняя школа № 12 города Евпатории Республики Крым"

Направления работы МО ПЕЦ

 

 

став методического объединения

             дисциплин естественного цикла

                    Шапа Лариса Георгиевна – учитель биологии высшей категории.руководитель МО.

                    Джемилева Зарема Реуфовна– учитель химии .

Решетняк Александр Юрьевич – учитель физики специалист. 

 

 План работы методического объединения учителей естественного цикла на 2019-2020 учебный год

 Отчет

  Организация работы методического объединения естественных наук

 

Цель и задачи методического объединения естественных наук:

  • освоение знаний учащимися основных понятий и законов природы; выдающихся открытий в науках естественного цикла, роли наук в формировании современной естественнонаучной картины мира; методов научного познания;

  • формирование представления о явлениях природы, их закономерностях;

  • овладение умениями наблюдать природные явления, проводить эксперименты, производить расчеты на основе экспериментальных и теоретических знаний, обосновывать место и роль естественно-научных знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения экспериментов, наблюдений, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

      Изучение естественных дисциплин в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки и общественной прак­тики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профес­сиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учё­том устойчивых познавательных интересов;

  • формирование коммуникативной компетентности в обра­зовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопас­ного образа жизни; усвоение правил индивидуального и кол­лективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование познавательной и информационной куль­туры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необхо­димости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, спо­собности оценивать проблемные ситуации и оперативно прини­мать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

 

     Метапредметными результатами освоения естественных дисциплин являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и позна­вательных задач;

  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, струк­турировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  4. умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информа­ционных технологий (компьютеров и программного обеспече­ния) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учеб­ного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носите­лях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  9. умение организовать свою жизнь в соответствии с пред­ставлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимо­действия;

  10. умение выполнять познавательные и практические зада­ния, в том числе проектные;

  11. умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обо­сновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели опреде­лённой сложности;

  12. умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятельно­сти; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки аль­тернативных способов разрешения конфликтов.

    

Предметными результатами освоения естественных дисциплин являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных пред­ставлений естественных дисциплинах;

  2. осознание объективной значимости основ наук о природе как области современного естествознания, основы многих явлений живой и неживой природы; углубление пред­ставлений о материальном единстве мира;

  3. овладение основами и способно­стью анализировать и объективно оценивать жизненные ситу­ации, связанные с природой, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведе­ние в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  4. формирование умений устанавливать связи между реаль­но наблюдаемыми явлениями и процессами, про­исходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  5. приобретение опыта использования различных методов изучения природы, наблюдения за превращениями при прове­дении несложных  экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожо­гах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

 

Теоретические обоснования выбора траектории развития МО естественных наук

     В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

     Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения  и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

     Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

     Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

  • разноуровневый;

  • индивидуальный;

  • дифференцированный;

  • субъективно-личностный.

 

     Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода таковы: индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я-концепция), обучающий стиль учителя (педагогическая поддержка).

    Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.

    Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • диалогичность;

  • деятельностно-творческий  характер;

  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

  • предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

 

     Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

  • Личностно-ориентированное обучение ;

  • Технология саморазвивающего обучения;

  • Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);

  • Игровые технологии;

  • Технологии развивающего обучения;

  • Проблемное обучение;

  • Технологии уровневой дифференциации;

  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

  • Коллективный способ обучения.

 

     При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта, как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать  естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка.

     Для построения личностно-ориентированной технологии обучения   необходимо исходить из следующих ключевых позиций:

  • необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;

  • вокруг ученика «выстраивать окружение» из явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;

  • обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» — «слышу» — «чувствую»;

  • постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные  элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);

  • целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;

  • обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания.

Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;

  • большое внимание уделять качественным задачам;

  • использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;

  • постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности  и стимулировать ее осуществление;

  • создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;

  • необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;

  • расширять спектр личностного выбора ученика;

  • способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

 

     Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.




Комментарии



Оставьте комментарий
COMMENTFORM
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"