биология

 МБОУ "Средняя школа № 12 города Евпатории Республики Крым"

биология

 

 

  

Тема: Путешествие с домашними растениями (и не только)

 

Цели: Закрепить и расширить знания учащихся о растениях, животных, используя базу «Зеленого зала», готовиться к ГИА по биологии в игровой форме; воспитывать чувство любви к родной природе, школе, бережное отношение к живому.

 

Оборудование: таблички с заданиями

 

Ход мероприятия

1.     Организационный момент

Объединение в малые группы путем «жеребьевки»:

Команды «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» по дате рождения

 

2.     Проведение конкурсов

 

Конкурс «Зри в корень»

Показать и назвать не менее 3 растений со стержневой (Весна, Лето ) и мочковатой (Осень, Зима) корневыми системами. Обосновать свой выбор. (Учащиеся должны продемонстрировать знание косвенных признаков классов Двудольных и Однодольных растений) 1 растение – 1 балл.

Конкурс «Дела сердечные»

Показать и назвать существа с 2-х и 3-х камерным сердцем (Весна, Лето) и 4-х камерным (Осень, Зима). (Рыбы 2-х, лягушки, черепахи 3-х, птицы, кролики, свинки, хомячки 4-х камерное сердце). (1 пример – 1 балл)

Конкурс «Ботаническая лингвистика»

Объяснить и показать растения из определенных групп: Суккуленты, Ампельные, Эпифиты и Лианы. (Объяснение – 2 б, примеры: 1 растение – 1 бал)

Конкурс «Не мешало бы подкрепиться»

Показать и назвать растения, находящиеся в «Зеленом зале», чьи плоды или другие органы – съедобны. (1 растение с обоснованием – 2 балла) Монстера лакомая, иглица, гибискус, опунция, финик, цитрусовые.

 

Конкурс «Лучше не пробовать»

Показать и назвать растения, обладающие ядовитыми свойствами. (1 растение с обоснованием – 2 балла) Диффенбахия – «немые розги», гемантус белоцветковаый, плющ восковой, амарилис белладонна, олеандр, аспарагус, сансевьера, фикус…

3.     Подведение итогов

Определение команды-победителя путем подсчета баллов.

4.     Рефлексия

Узнали ли вы что-то новое для себя?

Будет ли сегодняшняя игра полезна для подготовки к ГИА?

 

 

 

Внеклассное мероприятие  по биологии « Биологический турнир»

7 класс

Цель:

повысить интерес учащихся в изучении предмета биологии, углубить знания учащихся о жизни растений, животных.

расширить кругозор учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать воображение, внимание, мышление;

пробудить интерес к изучению биологии;

развивать инициативу и активность.

Оборудование: ИКТ, плакаты, компьютерные  презентации,  приготовленные учащимися, творческие работы детей, природные объекты для конкурсов.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами проведем конкурсное мероприятие, название которой «Биологический турнир». В ней примут участие две команды. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете жизнь растений и животных, их особенности в природе. Чем больше мы узнаем о природе, тем больше понимаем, что она нуждается в защите. 

Помогать в проведении конкурсов будет жюри из учащихся.         Команды получили домашнее задание - подготовить название команд, девиз, эмблемы, приветствия и творческие задания.

Начинаем нашу конкурсную программу:

1 конкурс:  Представление и приветствие команд.(5 баллов)

 

2 конкурс: Команды представляют презентацию о растениях, которые  удивили учеников (защита проекта).(5 баллов)

 

3конкурс: Команды получают пазлы с изображением животными (паука каракурта и краба). Кто быстрее соберет изображение животного и расскажет об особенностях поведения и значении в природе.(3 балла)

 

4конкурс: Командам предлагают по три объекта  (1 команде -картофель, морковь и лук, 2 команде- картофель свёклу и лук).

Задание:

Что является лишним среди этих овощей?

У какого овоща есть донце?

Какое растение имеет глазки?

Как можно размножить эти растения? (5 баллов)

 

5 конкурс: Найди ошибки и объясни(3 балла)

1 команда:

Ананасы собираем

Мы с деревьев поскорей

Их склюет иначе стая

Перелетных глухарей

2 команда:

Глухари вернулись с юга

Дома очень много дел:

Гнёзда нужно свить повыше,

Что бы их медведь не съел

 

6 конкурс:  Конкурс капитанов

Капитанам  прикрепляется  изображение животного, что бы он его не видел. Он задает вопросы участникам команды, что бы угадать животное. Участники команд могут отвечать только « Да» или « Нет». Побеждает  тот капитан, который справился с заданием , задав наименьшее количество вопросов. (3 балла)

 

7 конкурс: Вопросы командам (за каждый правильный ответ 1 балл)

1 команда:

Какие звери спят вниз головой?  (летучая мышь)

У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спине  (рыба)

Посреди двора золотая голова  (подсолнух)

Не зверь, не птица, а нос - как спица (комар)

Сколько глаз у пауков  (восемь)

У каких деревьев нет годичных колец?  (тропических)

Про каких животных можно сказать, что они  вылезают из кожи вон

(змеи)

Какие животные спят с открытыми глазами?  (рыбы, змей)

2 команда:

Чем питаются новорожденные летучие мыши? (молоком)

Идет в баню черен, а выходит красен   (рак)

Стоят в лучах сестрички: золотой глазок, белые реснички  (ромашки)

Висит сито, не руками свито  (паутина)

У кого уши на ногах?  (кузнечик)

Кто трижды родится,  прежде чем стать взрослым? (бабочки)

Глаза  какого животного могут смотреть в разные стороны?  (хамелеон)

Каких ящериц часто принимают за змей?  (ящериц)

 

8 конкурс:  Убери лишнее слово и объясни (на листке написаны задания командам) (3 балла)

1 команда:

1.      Уж, желтопузик, кобра ,удав

2.      Хамелеон, крокодил, тритон, черепаха

3.      Крот, дождевой червь, многоножка, личинка майского жука, стрекоза

2 команда:

1.      Летучая мышь, голубь, страус, бабочка, летучая рыба

2.      Белый медведь, лев, антилопа, гиена

3.      Кедр, пихта, ель дуб

4.       

9 конкурс: Командам раздаются карточки с написанием зон корня. Какая команда правильно и быстрее построится согласно зонам корня, начиная с корневого чехлика: Зона деления, Зона растяжения, Зона всасывания, Зона проведения (5 баллов)

 

10 конкурс: Забота о потомстве. (5 баллов)

Мама птичка должна накормить всех деток в команде, добежав до стула, на котором находиться корм для деток (мандаринка и банан), чистит мандаринку, добегает до деток и кормит всех. После бежит папа чистит банан на стуле, возвращается и кормит своих деток, что бы досталось всем. (Предварительно руки участников протирают влажной салфеткой).

 

11 конкурс:  Пантомима

Каждый участник показывает жестами, без слов и звуков  животное или растение, которое указано на карточке.  (2 балла за правильно угаданное болельщиками задание).

 Жюри подводит итоги, объявляет победителей.

Награждение команд.

 

 

 

Конспект урока по биологии:

  « Отдел Голосеменные.      Основные признаки».

           

 

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с характерными особенностями голосеменных растений; познакомить с особенностями размножения растений на примере размножения сосны; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных растений;

развивающие: продолжать закреплять понятия «спорофит», «гаметофит», формировать знания об усложнении голосеменных растений, особенностях размножения и развития; умение сравнивать, обобщать и делать выводы; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами;

воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

 

Оборудование:  ИКТ,  таблица, натуральные побеги  ели,  сосны, можжевельника,  туи, коллекция шишек, электронное приложение к учебнику  (презентация).

Тип урока: Тип урока: комбинированный урок, изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по теме «Плауны. Хвощи. Папоротники».

Тесты на интерактивной доске:

1. К папоротникообразным не относится:

А) хвощ

Б) плаун

В) сфагнум

2. Какие признаки характерны для папоротников?:

А) наличие слоевища, ризоидов

Б) наличие стебля, листьев

В) наличие стебля, листьев, корня.

3. У взрослого растения папоротника образуются:

А) споры

Б) яйцеклетки

В) сперматозоиды

4. Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения

Б) размножения

В) дыхания

5. Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А) взрослое растение – заросток – споры - проросток

Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток

В) заросток – споры – взрослое растение – проросток

3. Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена

Б) пыльца

В) споры

4. В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно

Б) где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах

5. Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита

Б) каменного угля

В) торфа

Вопросы на соответствие  частей растений папоротника, хвоща и плауна.

(самопроверка)

На доске написаны понятия, дать  определения:

 « Архегонии»

 «Антеридии»

 «Спорофит»

« Гаметофит»

« Сорус»

« Спорангий»

 « Спора» 

Выделить органы, которые не характерны для Отдела Папоротникообразные:

 «Корневище»

«Вайи»

«Споры»

«Сорусы»

« Семена»

«Корень»

 

III.Актуализация знаний.

- С какими  отделами растений нам предстоит познакомиться? С растениями, у которых появляются семена, корни. Такие растения называют высшими семенными растениями. К ним относятся два отдела: Голосеменные и Покрытосеменные.

Сегодня мы познакомимся с основными признаками Отдела Голосеменных растений.

IV. Изучение нового материала.

Общая характеристика Голосеменных.

Рассказ учителя.

В начале мезозойской эры 300 млн. лет назад, в тропических лесах в связи с изменениями климата и иссушением болот и водоемов стали вымирать последние представители древовидных семенных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влажности. Это голосеменные .

Голосеменные – высшие растения, у которых впервые появилось семя. Им для размножения не требовалась вода, так как мужские и женские шишки находятся на одном растении. Образование семян - важный этап в эволюции. Современные голосеменные растения произошли, возможно, от ныне полностью вымерших голосеменных папоротников. Скорее всего, их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений. В современной флоре голосеменные растения  широко распространены на Земле. Они играют важную роль в формировании растительного покрова планеты.

Голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками, травянистых растений нет.

Это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.

Сосна, ель, пихта, лиственница, кипарис, туя, можжевельник, тисс и кедр- самые распространенные хвойные растения.

Знакомимся со строением семян ели, пихты, сосны, туи, расположением семян на семенной чешуе шишек (Слайд 1)

Записываем в биологический словарь определение « семя».

Изучаем  жизненный цикл голосеменных растений, у которых преобладает бесполое поколение представленное корнем и побегом. Отмечем  особенности строения стебля и листьев в виде хвои.

Шишки представляют половое поколение голосеменных растений. ( Слайд 2).

Изучаем разнообразие шишек и хвоинок в виртуальной лаборатории .

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.

1. Рассмотрите хвою сосны, ели, лиственницы. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ).

2. Рассмотрите внешний вид сосновых, еловых шишек, шишек лиственницы . Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек.

Отмечем отличительные черты длины хвои, шишек, их размеров, расположение на побеге. Затем сравниваем с натуральными объектами, изучаем строение хвоинок.  Отмечаем, что у можжевельника вместо шишек шишкоягоды  и вместо хвои чешуйчатые листья.

Записываем в словарь определение « шишка».

Знакомимся с особенностями однодомного растения, расположения мужских и женских шишек на побеге у сосны обыкновенной, как происходит размножение и развитие, где формируется гаметофит и спорофит растения.

( Слайд 3)

Сообщения учеников  об особенностях среды обитания сосны и ели, особенностях расположения веток и шишек.

V. Закрепление изученного материала. 

Отличие семени от споры

Когда высыпаются семена сосны

Чем отличается шишки ели и сосны

Что преобладает в развитии спорофит или гаметофит у голосеменных растений

Нужна ли вода при половом размножении хвойных растений

 

VI. Давайте подведем итог урока.

1. Почему отдел называется голосеменные?

2. Назовите характерные особенности голосеменных растений.

Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.

Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.

Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.

Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

В Цикле развития преобладает спорофит

Для полового размножения не нужна вода

По итогам этого урока каждый ученик получит оценки, а отдельные учащиеся за активную работу на уроке.

 

VII. Домашнее задание:

Параграф 17, подготовить  сообщения о многообразии  голосеменных растений.

Благодарю всех за урок!

 

 

Дата последнего обновления страницы 16.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения