Евгений Валерьевич Хрипунов, учитель английского языка
Помню свой первый год в школе, как трудным казалось практически все: и спланировать урок, и класс на экскурсию или в театр повести, и вести школьную документацию. Но мне повезло в том, что это понималось старшими и находились слова, чтобы приободрить и поддержать. А еще мне дали много необходимой информации и ценных советов. Вот некоторые из них.
1) «Поставьте» себя с самого первого взгляда, с самого первого урока, сформируйте себе авторитет. Это означает, что к уроку вы должны быть подготовлены заранее и чувствовать, что вы – высококлассный специалист, что ваш авторитет непоколебим (а вот для этого совершенствуйтесь всегда: ходите на курсы, проходите дистанционные занятия, участвуйте в семинарах и т.д.);
2) Будьте спокойны и терпеливы с детьми, хотя в первый и последующий годы вы столкнетесь с совершенно разными детскими характерами, попадете в непростые ситуации, общаясь со школьниками. Если ученики почувствуют ваши слабину, то будут пользоваться ею всегда, а еще расскажут остальным. «Не выходите из себя»;
3) Будьте ученикам взрослым другом-помощником, но пусть они чувствуют некоторую грань между понятием «учитель» и понятием «ученик»;
4) Не оскорбляйте и не применяйте насилие в отношении ученика никогда. Лучше мысленно считайте до десяти и повторяйте: «Это всего лишь ребенок, у него не получится манипулировать мной».
5) Почаще используйте и на уроках, и на переменах, и вне уроков разные тренинги, игры, пятиминутки на узнавание друг друга и окружающего мира. Это очень помогает сблизиться.
Ольга Андреевна Онищенко, заместитель директора по воспитательной работе
Мне очень помогли наставления опытных коллег, в числе моих наставников, чьи советы и объяснения были самыми важными и полезными - директор школы Наталья Георгиевна Котенева. Так случилось, что еще одним моим наставником в школе стала Юлия Вадимовна, моя учительница русского языка и литературы, с которой мы знакомы со времени моих школьных лет, проведенных в седьмой школе города Евпатории, а теперь мы работаем в одном коллективе, стали коллегами. Я получала помощь, консультации и как учитель русского языка и литературы, и как заместитель директора, и теперь могу помочь и помогаю другим. С высоты уже пройденных ступеней лестницы опыта я хочу посоветовать моим коллегам-новичкам следующее.
Будьте готовы к тому, что ваши представления о профессии и то, что есть в реальной жизни, – могут не совпасть. Это нормально, и такое случается довольно часто. Вам нужно успеть спланировать уроки, поработать с детьми и родителями как классный руководитель, отдохнуть, а тут голос сел, журнал не заполнен…
Но не спешите увольняться или менять профессию. Можно найти оптимальный профессиональный путь: «препарируйте» свою профессию, проанализируйте, какие в ней есть направления, почитайте интервью с состоявшимися профессионалами, сходите на открытые встречи с ними. Может быть, из-за нехватки знаний и опыта вы пока просто не видите всех вариантов и возможностей для профессионального развития. Не исключено, что вы сможете остаться в своей профессии, выбрав наиболее подходящее для вас направление.
Построение успешной карьеры требует регулярных выходов из зоны комфорта – нужно постоянно расширять свои знания, решаться на ответственные шаги, отбрасывать все сомнения, принимать незапланированные решения, учиться и пробовать делать то, чего вы никогда не делали и т.д. Вы должны быть готовы ко всему этому и не бояться сложных моментов, ведь только так вы сможете развиваться профессионально и двигаться вперед.
Цацина Мария Владимировна, учитель английского языка
Я пришла в школу, имея за плечами опыт преподавательской работы в школе иностранных языков «Лингвист». Но одно дело работать с небольшой группой мотивированных детей или взрослых, и другое – вести урок в общеобразовательной школе, открывая заново таланты. Теперь, проработав в школе несколько лет, дважды за это время представив школу № 12 в конкурсе «Учитель года», подготовив победителей и призеров олимпиад, конкурсов, я сама стала наставником молодых учителей.
Считаю, что одна из главных ошибок молодых специалистов – боязнь задавать вопросы. Лучше уточнить, как выполнить то или иное действие, чем потом сделать ошибку и терять драгоценное время, переделывая работу заново. Поэтому всегда спрашивайте у вашего наставника и других опытных учителей то, что непонятно, просите подтвердить, правильно ли вы поняли свою задачу. Но, безусловно, не стоит надоедать коллегам с непрекращающимися расспросами: если вам нужна помощь, постарайтесь сначала самостоятельно найти ответ на свои вопросы, а потом обсудить правильность сделанных выводов с опытными коллегами, наставником, администрацией.